Почему появляется кариес зубов

Процесс разрушения зубных тканей начинается с самого детства. Наследственность, вредные привычки, дефекты ухода, особенности питания — кариес возникает по многим причинам. И его распространенность ужасает — практически все взрослые и большая часть детей знакомы с повреждением зубов кариозным процессом. Сегодняшняя тема — детали и нюансы выявления и лечения.

Механизм, почему страдает эмаль, и стадии кариеса

Есть несколько теорий разрушения самых твердых тканей тела.

Бактериальное заражение. Происходит в раннем детстве, чаще всего от родителей. Бактерия Streptococcus mutans размножается, если для этого есть соответствующие условия — углеводистая пища и недостаток ухода. Стрептококки выделяют органические кислоты, провоцирующие кариес зубов. Достаточно съесть печенье или конфету и забыть о зубной щетке — и миллиарды бактерий «рвутся в бой», ослабляя и повреждая эмаль.

Особенности анатомии. Строение и расположение единиц в зубном ряду, например, глубокие фиссуры, скученность из-за нарушений прикуса – всё это затрудняет чистку и удаление налета, провоцируя повреждение эмали. Герметизация фиссур и коррекция прикуса устраняют провоцирующие факторы.

Снижение устойчивости к кариозному процессу — как местной, так и общей. С генетикой не поспоришь, и если у нескольких поколений к 30 практически беззубые челюсти, шанс на «все свои» в старости невелик. Также риски имеют те, кто страдает хроническими болезнями, имеет профессиональные вредности, неправильно питается. Недостаток кальция, фтора, нарушение выработки также сказывается на здоровье зубов крайне негативно.

Достаточно частая ситуация — вроде все хорошо, через пару недель — средний кариес или даже глубокий с осложнениями.

По глубине поражения различают:

Начальные изменения в эмали — стадия кариеса зубов в виде пятна. На определенном участке эмаль становится слабее, возникает очаг деминерализации. По виду это пятно, белесоватое, без блеска. Других симптомов нет. Если не заметить и не принять меры вовремя, пятно становится коричневым, дефект углубляется.

Поверхностный дефект — зуб пока не болит, только реагирует на разницу температур, но уже надо ставить пломбу. Хороший результат дает лечение лазером, хотя стоимость будет чуть выше. Даже без анестезии все проходит быстро, комфортно и надолго предотвращает рецидив благодаря способности лазера мгновенно убивать бактерии.

Дефект на уровне дентина, уже заметный невооруженным глазом. Это средний кариес зубов. Есть боли, заметна полость, он реагирует на температуру, в нем могут застревать остатки пищи. Способы борьбы – обезболить, сверлить или обрабатывать лазером, ставить пломбу.

В процесс вовлечен зубной нерв. Это глубокий кариес зубов. Болит по причине и без. Полость большая. Боль появляется ночью. Не идете к врачу, пьете обезболивающие сами — здравствуйте, осложнения: пульпит, периодонтит, киста.

Есть еще разновидности заболевания — единичное и множественное поражение, первичное и вторичное (под пломбой), контактное, пришеечное и другие.

Как проводится диагностика кариеса зубов: методики

Жалобы и осмотр. Проводится обычно вместе. Врач обследует все зубы со всех сторон, с помощью специальных инструментов. Пятна и дефекты поверхности, жалобы на боль и условия, при которых она возникает, позволяют предположить, насколько серьезна ситуация. И достаточно часто случается, что сверху небольшой дефект, начали препарировать — а там уже нет половины зуба.

Инструментальные методики.  Зондирование, использование потока воздуха, теплой и холодной воды, постукивание по «пострадавшему» позволяет узнать, насколько глубоко разрушены ткани, а также отличить глубокий процесс от его осложнений, например, пульпита. Для диагностики кариеса в поверхностных стадиях хорошо подходит окрашивание метиленовым синим, фуксином, использование ультрафиолетового света.

Лучевые методы, например, рентгенография. Панорамный снимок челюстей позволяет  увидеть поражения, в том числе скрытые, а также последствия и осложнения, оценить результаты лечения. Грамотный доктор назначит это исследование перед любой стоматологической процедурой.

Будьте бдительны, сразу реагируйте, если эмаль изменила цвет, появились пятна, полости, чувствительность, боли. Не проводите самостоятельную диагностику кариеса зубов — в 9 случаях из 10 вы не сможете заметить начинающуюся проблему. Доверьтесь тем, кто делает это не первый год и получил сотни позитивных отзывов.

В «Имплант Лаб», г. Москва мы готовы ликвидировать кариозный процесс и его осложнения, гарантировать качество, избавить от неприятных ощущений, не завышая цены. Не ждите, пока не станет половины зубов.

Бесплатно консультируем и делаем панорамный снимок.